Игра «Путешествие в страну грибов»
1 конкурс- Разминка
Команды по очереди называют съедобные грибы
( команда, которая последней назовёт съедобный гриб, объявляется победителем)
Оборудование: таблицы, фотографии, муляжи грибов.
2 конкурс- Найди вторую половину.
Командам предлагается составить пословицы, которые разбиты на две части. Нужно правильно соединить эти 2 части, чтобы получить формулировку пословицы.
Примеры:
Грибы на одной ножке – не придут сами в лукошко.
Сколько дождей – столько груздей.
Мухомор красен – для здоровья опасен.
Где растут мухоморы – там и боровики поют хором.
Вечером дожди – утром грибов жди.
Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке – выдранный с землёй гриб навеки погиб.
Боровик – всем грибам начальник.
Знакомый гриб домой несу – незнакомый оставляю в лесу.
Назвался груздем – полезай в кузов.
Грибы на одной ножке – не придут сами в лукошко
Появился в поле колос – в лесах грибников голос.
Рыжики там растут щедро – где ели, сосны, пихты, кедры .
Под большим деревом - и гриб вольготнее живёт.
Первый туман лета – верная грибная примета.
По грибы ходи непременно – грибы хлебу замена.
Появился осенний строчок – прячь под замок кузовок.
Летают мошки – готовь для грибов лукошки.
Затянулись дожди – груздей не жди.
Где родился один маслёнок – там другие ползут из пелёнок.
Оборудование: 20 пословиц.
Начало пословицы написать одним цветом, продолжение – другим.
3 конкурс: Найди ошибку.
Командам выдаются карточки, на которых написан текст, в нём 4 ошибки. Команда, которая правильно нашла ошибки и быстро выполнила задание, побеждает.
Оборудование: карточки с текстом.
«Мукор»
Этот гриб паразит, наносит вред хозяйственной деятельности человека. Его мицелий состоит из большого числа одноядерных клеток. Гриб имеет вид зелёного налёта, Споры созревают в головках. Мукор может размножаться также и почкованием.
«Подосиновик»
Подосиновик относится а группе пластинчатых грибов. Чаще всего его можно найти в дубравах, так как этот гриб паразит поселяется в основном под дубами. Коричневую шляпку трудно заметить среди травы.
«Головня»
В конце лета, когда созревают злаки, на поле можно встретить необычное растение, у которых вместо зёрен в колосе чёрные рожки. Из этих рожков гриба-сапрофита получают антибиотики, применяющиеся при лечении ифекционных заболеваний.
«Трутовик»
Этот гриб, относящийся к группе высших грибов, поселяется на деревьях и образует с ними симбиоз. На внутренней стороне шляпки гриба в трубочках образуются споры. Большинство грибов трутовиков имеют однолетние плодовые тела.
4 конкурс: « ЗАГАДКИ»
Загадываются загадки обеим командам и болельщикам ( для отдыха) Ребята отвечают хором.
1. Спрятался за пень, шапка – набекрень, кто подходит близко, кланяется низко (гриб)
2. В шапке красной, враг опасный: полюбуйся, погляди, да сторонкой обходи (мухомор)
3. Стоит Лукашка – белая рубашка, и шляпка надета шоколадного цвета. (боровик)
4. Стоит мальчонка- замаслена шапчонка ( маслёнок)
5. Под осиной мужичок на нём красный колпачок. (подосиновик)
6. Рыженький Ванёк - крепкий паренёк спрятался за пень, а шапка набекрень. (рыжик)
7. Без грибка - не съешь блинка. ( дрожжи)
8. Пока она молода – она седа, а постареет – вся почернеет. ( мукор )
9. Конское копыто к дереву прибито. (трутовик)
10. Выросли на палочке – кисточки – метёлочки, кисточки зелёные, лекари хвалёные. (пеницилл)
11. Для ржи парча, для людей - корча. (спорынья)
12.Была ветка зелёная, стала ветка – палёная. (головня)
13. Я был в лесу, поймал лису. Домой снесу, отварю, посолю, а зимой – похвалю. (Лисички)
14. Рано-рано весной, на поляне лесной, у канавки глинистой сел старик морщинистый.(сморчок)
15. Есть гриб почти домашний. Сажайте хоть на пашне, хоть под яблоней в саду. (шампиньон)
16. В лесу – чудо: растёт блюдо. Дождь пройдёт – воды нальёт. Хороша водица – ёжику напиться. (груздь).
17. Под берёзой старичок, на нём бурый колпачок и пиджак с пестриной и сапожки с глиной.(подберёзовик).
18. Он бревном питается, за стену хватается; он по стенке скачет, брёвна ест и плачет.( домовой гриб)
19. Есть старушка вредная, на ней шляпка бледная, а нога в ботинке. На чулке пестринки. Кто к ней прикоснётся, тот не проснётся. (бледная поганка)
20. Был белым комком, стал чёрным дымком. Вот так гриб у дорожки, вроде картошки. (дождевик)
5 конкурс: « ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Из предложенного набора муляжей грибов, зная их биологию – выделить лиший гриб, объясни.
Оборудование; Фотонрафии и муляжи грибов.
1 группа: Белый гриб, подберёзовик, груздь, подосиновик, маслёнок.
2 группа: Мукор, головня, фитофтора, парша, рыжик.
6 конкурс: КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Капитанам команд предлагается узнать какой гриб находится в чёрном ящике. Для этого они могут задать ведущему 5 вопросов. Ведущий отвечает только «да» или «нет»
Оборудование: Коробки с муляжами грибов.
1 капитан: - 1 ящик (трутовик)
2 капитан: - 2 ящик (Мукор)
7 конкурс: « Дальше…….дальше».
Команды отвечают на вопросы по очереди за 1 минуту.
1- Дрожжи размножаются …….
2- Грибы трутовики по способу питания относятся ….
3- Какой гриб называется «картофельной чумой» …..
4- В клеточных стенках грибов, как и в покровах тела раков, пауков есть органическое вещество
5- Гриб, выращиваемый в искусственных условиях ….
6- Какой гриб растёт вблизи берёз ….
7- Как питаются грибы ….
8- Гриб - двойник белого гриба …
9- Используются ли рожки спорыньи в медицине …
10- Как называется подземная часть гриба …..
11- Как выглядит колос пшеницы, поражённый грибом - головня …..
12- Где в основном поселяется мукор ….
13- Чем образована грибница …
14- Почему белый гриб нельзя выращивать в искусственных условиях …
15- Наука, изучающая грибы …..
16- Какие вещества при брожении образуют дрожжи …..
17- Как называются болезни вызываемые грибами у человека и животных ….
18- Чем отличается пеницилл от шляпочного гриба …….
19- Собрали плоды малины и оставили их в банке. Плоды дали сок и он забродил. Что могло вызвать брожение сока ……….
20- Чем отличается плодовое тело гриба от грибницы ….
21- Часто съедобные грибы поражаются вредителями – червями. Могут ли эти вредители поразить ядовитые грибы …..
22- Какие грибы называются пластинчатыми …
23- Какой гриб растёт вблизи осины ….
24- Как размножаются грибы ….
25- Какой гриб является двойником лисички …
26- Каким свойством обладает лекарство пенициллин ….
27- Как называется бесплодная форма гриба трутовика ….
28- Какие части выделяют в плодовом теле шляпочного гриба….
29- Что такое симбиоз ….
30- На чём поселяется гриб – пеницилл …..
31- Каким образом белки и зайцы способствуют распространению грибов …
32- Почему подосиновик нельзя выращивать на грядке …
33- Какой гриб вызывает гибель мух …
34- Можно ли спасти дерево, поражённое грибом трутовиком ….
35- Симбиоз грибницы с корнями носит название …..
36- Назовите 2 гриба - опасные для жизни человека ….
37- Почему плесневые грибы не относятся к паразитам…….
38- Почему грибы выделены в отдельное царство …
39- Где в природе можно встретить дрожжевые грибы …
40- В кастрюле под крышкой остался варёный картофель, через несколько дней он покрылся плесенью. О чём это говорит ……..
41- Чем отличаются шляпки трубчатого гриба от пластинчатого …
8конкурс: « Реши кроссворд».
Кроссворды рисуются на лоске, вопросы к ним пишутся на карточках и выдаются командам.
1 команда: вопросы к кроссворду.
1- Ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнышками.
2- Какой гриб называется «картофельной чумой»
3- Иное название белого гриба.
4- Чем размножаются грибы.
5- Гриб, паразитирующий на деревьях.
6- Сизая плесень, вырабатывающая антибиотики.
7- Взаимовыгодное сожительство двух организмов.
8- К какой группе шляпочных грибов относят груздь и мухомор
2 команда: Вопросы к кроссворду.
1- Группа грибов, которые питаются за счёт живых организмов.
2- Какие грибы используются в пивоварении и в хлебопечении.
3- Мицелий, какого гриба состоит им одной многоядерной клетки.
4- К какой группе шляпочных грибов относят белый гриб и подберёзовик.
5- Розовая сорочка волнистая, с краю оторочка пушистая.
6- Как размножаются дрожжи.
7- Какая наука изучает грибы.
8- Ранней весной встал под сосной паренёк бравый с головой кудрявой.
1 команда 2 команда
По вертикали при заполнении кроссворда проявляются 2 слова:
МИКОРИЗА ТРУТОВИК
Проведение игры
- Соревнования между двумя командами.
- К игре участники получают задания по теме Грибы.
Цели игры:
Углубить и расширить знания учащихся о грибах.
Повысить интерес к предмету и чтению дополнительной литературы.
Показать возможность применения полученных знаний на практике.
Содействовать развитию у учащихся чувства коллективизма и взаимовыручки.
Урок – игра используется на уроках по одноимённой теме:
Директор школы:____________________________________ Кованов А.Н.
М.П. Дата:
Комментариев нет:
Отправить комментарий