Общее·количество·просмотров·страницы

воскресенье, 20 ноября 2011 г.


      Семинар: Закономерности наследственности

План:

1. Развитие Менделизма и становление генетики.

А) Этапы развития науки.

1- Что изучает генетика? Краткая история её развития. 2- Чем обусловлена необходимость разностороннего изучения наследственности и изменчивости? 3- Понятие наследственного признака.

Б) Закономерности единообразия гибридов F1  и  расщепления признаков у гибридов F 2

1- Что нового внёс Мендель в понимание наследственности? 2- Что представляет собой гибридологический анализ? 3- Какие законы проявляются при моногибридном скрещивании? Аллельные гены? 4- Статистическая природа закономерностей наследственности?

В) Испытание по потомству. Анализирующее скрещивание.

1- Какое значение имеет знание законов наследственности для практики?  2- Как определять генотип особи, несущей доминантный ген? 3- Значение анализирующего скрещивания?

Г) Закономерности наследования  при  дигибридном  скрещивании

1- Сохраняются  ли в силе законы единообразия при дигибридном  скрещивании? 2- Какой новый закон проявляется при дигибридном скрещивании? 3- Сущность закона независимого расхождения признака ?

2. Формирование хромосомной теории наследственности.

1) Какая часть клетки является материальным носителем наследственности? 2) Почему каждый вид характеризуется определённым набором хромосом? 3) В чём заключается относительное постоянство хромосом? 4) Гаметы – в чём особенность строения этих клеток? 5)Какую клетку образуют гаметы при оплодотворение?

Ребята! Готовьтесь к семинарскому занятию.

( Семинар – это обсуждение учащихся под руководством учителя подготовленных ими сообщений и докладов)



                           УРОК  - СЕМИНАР  

ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ  НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.

Задачи: 1. Уметь конкретизировать теоретические концепции учения Г.Менделя.

              2. Применять знание законов для решения практических задач.

  3. Использовать организующую силу теории для приобретения новых знаний в      курсе генной инженерии.

Оборудование: кодоскоп, графроекты, к/ф Законы наследственности, литература для    выставки, сообщения учащихся.

                                   ХОД  СЕМИНАРА

1. Сообщение темы и задач семинара; обратить внимание на план семинара вывешенный в кабинете за 1 неделю до семинара; Постановка проблемы урока.

ПРОБЛЕМА: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящих из сходных между собой особей?

РАЗРЕШЕНИЕ  ПРОБЛЕМЫ.

1 часть семинара – РАЗВИТИЕ МЕНДЕЛИЗМА И СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕТИКИ.

А) Сообщение учащихся: «Этапы развития молодой науки»

v  Что изучает генетика, краткая история её развития.

v  Чем обусловлена необходимость разностороннего изучения наследственности.

v  Понятие наследственного признака.                     

А1Проверка усвоения генетических терминов (Задача через кодоскоп для всех учащихся путём заполнения таблицы)

Задача: У мыши ген чёрной окраски шерсти доминирует над его коричневым  аллелем. Ген длинных ушей доминирует  над  аллелем коротких ушей. Ген жёсткой шерсти – над  аллелем  мягкой. Составьте таблицу генов, генотипов, фенотипов.

Организм
Признак
Аллели
Генотип
Фенотип
МЫШЬ
1. окраска
Ачёрная; а корич.
Аа
чёрная

2. длина ушей
Вдлинн.; в короткая
Вв
длинные
АаВвСс
3.жёсткость шерсти
Сжёсткая; с мягкая
Сс
жёсткие








Б) Сообщения учащихся: Закономерности единообразия у F1  и расщепление признака у F2

*      Что нового привнёс Мендель в понимание наследственности?

*      Что представляет собой гибридологический анализ?

*      Какие законы наследования проявляются при моногибридном скрещивание? Закон гипотезы чистоты гамет, аллельные гены.

*      Статистическая природа закономерностей наследования. (манипуляция с чёрными и белыми шашками) 



Б1)Проверка усвоения законов при моногибридном скрещивании. ( через кодоскоп)

И каким будет фенотип потомства?

Задача: №1  У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой.

1) Аа х Аа             2) АА х Аа          3) АА х аа                       4) аа х аа

  3:1(зак. Расщ)       все бел.                Все бел.                        1:1 (анал. Скр)

                               (возвр.скр).          (зак. Домин.)

Задача №2 У ночной красавицы красная окраска цветков неполно доминирует над белой. В результате скрещивания гомозиготных растений с красными и белыми цветками  все F1 получились с розовыми цветками. Каково расщепление по генотипу и фенотипу у гибридов F2

АА х  аа
 F1    Аа
все розовые    


Аа х Аа
АА; Аа; Аа; аа –F2
1 : 2: 1  ( кр. роз. бел.)



В)   Сообщение учащихся . Испытание по потомству. Анализирующее скрещивиние.

Ø Какое значение имеет знание законов наследственности для практики

Ø Как определить генотипы особи несущей доминантный признак

В1 Решение задач на анализирующее скрещивание

Задача №1  У  крупного рогатого скота чёрная окраска доминирует над рыжей. Гомозиготная рыжая  корова от одного и того же быка 1 год отелилась рыжим телёнком; во второй – чёрным. Каковы генотипы 4х животных?

Решение: а - рыжая        

                 А – чёрная               аа хАа

                                               Аа: Аа: аа6 аа. ( 1 : 1)  50% чёрные (Аа); 50% рыжие (аа)



                Корова ( аа)

               Бык (Аа )  (АА)

Задача №2  «Контрабандист»    Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню.

В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляет экономику страны. Особенно ценятся серебристые лисы, они считаются национальным достоянием и продавать их за границу строжайше запрещено.

Контрабандист знает, что серебристая окраска определяется рецессивными аллелями. Лисы с хотя бы одним доминантным геном – рыжие. Что сделал контрабандист, чтобы получить на родине серебристых лис, не нарушив законов Лисляндии?.

Решение: 1 Проводит в Лисляндии  гибридологический анализ.

1- аа  х  АА   все лисы рыжие.

2 аа  х  Аа    ( 50% рыжие; 50% серебристые) Из этой партии отбирает рыжих самца и самку и провозит беспрепятственно к себе на Родину. Там проводит между ними скрещивание и получает лис с серебристым мехом.

Г) Сообщение учащихся о закономерностях наследования при дигибридном скрещивание .

p  Сохраняют ли в силе законы единообразия и расщепления при дигибридном скрещивании

p  Проявление нового закона независимого расхождения признаков

Г1Решение задач на дигибридное скрещивание

У душистого горошка высокий рост и зелёные бобы определяются доминантными аллелями (А) и (В) Каков фенотип потомства при скрещивание  гомозиготных 1 растения по доминантным аллелям и гомозиготного по 2м  аллелям другого растения .

Р ААВВ  х  аавв     Все F1 АаВв   ( закон единообразия)

Р АаВв  х  АаВв     В F2  9:3:3:1  По каждому признаку 3:1  - закон расщепления , Однако появляются  новые  сочетание  неаллельных генов, что свидетельствует о чистоте гамет.

гаметы
АВ
Ав
аВ
ав
АВ
ААВВ
ААВв
АаВВ
АаВв
Ав
ААВв
ААВв
АаВв
Аавв
аВ
АаВВ
АаВв
ааВВ
ааВв
ав
АаВв
Аавв
ааВв
аавв



3 часть семинара Решение экспериментальной задачи.

Выступите в роли селекционера и скажите:  кому будет легче выводить сорт. Тому, у кого желаемые признаки рецессивные  или  тому,  у кого желаемые признаки доминантны?

1 вариант: Вывести сорт гороха карликового и зелёного – оба признака рецессивные. Он имеет  сорта6 жёлтый карликовый и зелёный высокий.

Признаки  1й –жёлт.  (А) ;  з елён.(а) .---------------    2й – выс. (В) ;  карл. (в)

Р  ААвв  х  ааВВ,       F1АаВв ( все жёлтые и высокие)   не получился желаемый сорт.

2 вариант: Вывести сорт пшеницы карликовую и скороспелую. Оба признака доминируют. Он имеет сорта: карликовую  позднеспелую и высокую скороспелую.

Признаки: 1й—карл. (А)    Высок. (а) --------------------2й ---скор.(В);       поздн.(в)

Р ААвв  х  ааВВ      F1  АаВв  карликовая скороспелая   сразу получил. 

Вывод: Легче вывести сорт  если оба признака определяются доминантными аллелями.



Итог семинара:

Комментарий учителя: Живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой 1 вид, состоящий из множества сходных особей. Так как благодаря законам наследствености , благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими другие признаки. 

Знание законов наследственности помогает человечеству в лечении и выявлении наследственных болезней.

Даёт в руки селекционерам наследственный материал для выведения или улучшения сорта, породы , штамма  организмов .

1980 год в бактерию «кишечная палочка» вводят ген, ответственный за синтез белка интерферона. Этот важный для иммунитета белок начинают вырабатывать  in virto.

Выставление поурочного балла учащимся с комментариями.

У10 учащихся взять для проверки выполненные ими генетические задачи в ходе семинара.

Объявить выступающих учащихся за выступления на семинаре.

Комментариев нет:

Отправить комментарий