Семинар: Закономерности наследственности
План:
1. Развитие Менделизма и становление генетики.
А) Этапы развития науки.
1- Что изучает генетика? Краткая история её развития. 2- Чем обусловлена необходимость разностороннего изучения наследственности и изменчивости? 3- Понятие наследственного признака.
Б) Закономерности единообразия гибридов F1 и расщепления признаков у гибридов F 2
1- Что нового внёс Мендель в понимание наследственности? 2- Что представляет собой гибридологический анализ? 3- Какие законы проявляются при моногибридном скрещивании? Аллельные гены? 4- Статистическая природа закономерностей наследственности?
В) Испытание по потомству. Анализирующее скрещивание.
1- Какое значение имеет знание законов наследственности для практики? 2- Как определять генотип особи, несущей доминантный ген? 3- Значение анализирующего скрещивания?
Г) Закономерности наследования при дигибридном скрещивании
1- Сохраняются ли в силе законы единообразия при дигибридном скрещивании? 2- Какой новый закон проявляется при дигибридном скрещивании? 3- Сущность закона независимого расхождения признака ?
2. Формирование хромосомной теории наследственности.
1) Какая часть клетки является материальным носителем наследственности? 2) Почему каждый вид характеризуется определённым набором хромосом? 3) В чём заключается относительное постоянство хромосом? 4) Гаметы – в чём особенность строения этих клеток? 5)Какую клетку образуют гаметы при оплодотворение?
Ребята! Готовьтесь к семинарскому занятию.
( Семинар – это обсуждение учащихся под руководством учителя подготовленных ими сообщений и докладов)
УРОК - СЕМИНАР
ТЕМА: ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ.
Задачи: 1. Уметь конкретизировать теоретические концепции учения Г.Менделя.
2. Применять знание законов для решения практических задач.
3. Использовать организующую силу теории для приобретения новых знаний в курсе генной инженерии.
Оборудование: кодоскоп, графроекты, к/ф Законы наследственности, литература для выставки, сообщения учащихся.
ХОД СЕМИНАРА
1. Сообщение темы и задач семинара; обратить внимание на план семинара вывешенный в кабинете за 1 неделю до семинара; Постановка проблемы урока.
ПРОБЛЕМА: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящих из сходных между собой особей?
РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ.
1 часть семинара – РАЗВИТИЕ МЕНДЕЛИЗМА И СТАНОВЛЕНИЯ ГЕНЕТИКИ.
А) Сообщение учащихся: «Этапы развития молодой науки»
v Что изучает генетика, краткая история её развития.
v Чем обусловлена необходимость разностороннего изучения наследственности.
v Понятие наследственного признака.
А1Проверка усвоения генетических терминов (Задача через кодоскоп для всех учащихся путём заполнения таблицы)
Задача: У мыши ген чёрной окраски шерсти доминирует над его коричневым аллелем. Ген длинных ушей доминирует над аллелем коротких ушей. Ген жёсткой шерсти – над аллелем мягкой. Составьте таблицу генов, генотипов, фенотипов.
Организм | Признак | Аллели | Генотип | Фенотип |
МЫШЬ | 1. окраска | Ачёрная; а корич. | Аа | чёрная |
| 2. длина ушей | Вдлинн.; в короткая | Вв | длинные |
АаВвСс | 3.жёсткость шерсти | Сжёсткая; с мягкая | Сс | жёсткие |
| | | | |
Б) Сообщения учащихся: Закономерности единообразия у F1 и расщепление признака у F2
Что нового привнёс Мендель в понимание наследственности?
Что представляет собой гибридологический анализ?
Какие законы наследования проявляются при моногибридном скрещивание? Закон гипотезы чистоты гамет, аллельные гены.
Статистическая природа закономерностей наследования. (манипуляция с чёрными и белыми шашками)
Б1)Проверка усвоения законов при моногибридном скрещивании. ( через кодоскоп)
И каким будет фенотип потомства?
Задача: №1 У фигурной тыквы белая окраска плодов доминирует над жёлтой.
1) Аа х Аа 2) АА х Аа 3) АА х аа 4) аа х аа
3:1(зак. Расщ) все бел. Все бел. 1:1 (анал. Скр)
(возвр.скр). (зак. Домин.)
Задача №2 У ночной красавицы красная окраска цветков неполно доминирует над белой. В результате скрещивания гомозиготных растений с красными и белыми цветками все F1 получились с розовыми цветками. Каково расщепление по генотипу и фенотипу у гибридов F2
АА х аа F1 Аа все розовые | Аа х Аа АА; Аа; Аа; аа –F2 1 : 2: 1 ( кр. роз. бел.) |
В) Сообщение учащихся . Испытание по потомству. Анализирующее скрещивиние.
Ø Какое значение имеет знание законов наследственности для практики
Ø Как определить генотипы особи несущей доминантный признак
В1 Решение задач на анализирующее скрещивание
Задача №1 У крупного рогатого скота чёрная окраска доминирует над рыжей. Гомозиготная рыжая корова от одного и того же быка 1 год отелилась рыжим телёнком; во второй – чёрным. Каковы генотипы 4х животных?
Решение: а - рыжая
А – чёрная аа хАа
Аа: Аа: аа6 аа. ( 1 : 1) 50% чёрные (Аа); 50% рыжие (аа)
Корова ( аа)
Бык (Аа ) (АА)
Задача №2 «Контрабандист» Хитроумный контрабандист, хорошо учившийся в школе, хочет обмануть таможню.
В маленьком государстве Лисляндия вот уже несколько столетий разводят лис. Мех идёт на экспорт, а деньги от его продажи составляет экономику страны. Особенно ценятся серебристые лисы, они считаются национальным достоянием и продавать их за границу строжайше запрещено.
Контрабандист знает, что серебристая окраска определяется рецессивными аллелями. Лисы с хотя бы одним доминантным геном – рыжие. Что сделал контрабандист, чтобы получить на родине серебристых лис, не нарушив законов Лисляндии?.
Решение: 1 Проводит в Лисляндии гибридологический анализ.
1- аа х АА все лисы рыжие.
2 аа х Аа ( 50% рыжие; 50% серебристые) Из этой партии отбирает рыжих самца и самку и провозит беспрепятственно к себе на Родину. Там проводит между ними скрещивание и получает лис с серебристым мехом.
Г) Сообщение учащихся о закономерностях наследования при дигибридном скрещивание .
p Сохраняют ли в силе законы единообразия и расщепления при дигибридном скрещивании
p Проявление нового закона независимого расхождения признаков
Г1Решение задач на дигибридное скрещивание
У душистого горошка высокий рост и зелёные бобы определяются доминантными аллелями (А) и (В) Каков фенотип потомства при скрещивание гомозиготных 1 растения по доминантным аллелям и гомозиготного по 2м аллелям другого растения .
Р ААВВ х аавв Все F1 АаВв ( закон единообразия)
Р АаВв х АаВв В F2 9:3:3:1 По каждому признаку 3:1 - закон расщепления , Однако появляются новые сочетание неаллельных генов, что свидетельствует о чистоте гамет.
гаметы | АВ | Ав | аВ | ав |
АВ | ААВВ | ААВв | АаВВ | АаВв |
Ав | ААВв | ААВв | АаВв | Аавв |
аВ | АаВВ | АаВв | ааВВ | ааВв |
ав | АаВв | Аавв | ааВв | аавв |
3 часть семинара Решение экспериментальной задачи.
Выступите в роли селекционера и скажите: кому будет легче выводить сорт. Тому, у кого желаемые признаки рецессивные или тому, у кого желаемые признаки доминантны?
1 вариант: Вывести сорт гороха карликового и зелёного – оба признака рецессивные. Он имеет сорта6 жёлтый карликовый и зелёный высокий.
Признаки 1й –жёлт. (А) ; з елён.(а) .--------------- 2й – выс. (В) ; карл. (в)
Р ААвв х ааВВ, F1АаВв ( все жёлтые и высокие) не получился желаемый сорт.
2 вариант: Вывести сорт пшеницы карликовую и скороспелую. Оба признака доминируют. Он имеет сорта: карликовую позднеспелую и высокую скороспелую.
Признаки: 1й—карл. (А) Высок. (а) --------------------2й ---скор.(В); поздн.(в)
Р ААвв х ааВВ F1 АаВв карликовая скороспелая сразу получил.
Вывод: Легче вывести сорт если оба признака определяются доминантными аллелями.
Итог семинара:
Комментарий учителя: Живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой 1 вид, состоящий из множества сходных особей. Так как благодаря законам наследствености , благоприятные признаки выживших особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей этих признаков с особями, несущими другие признаки.
Знание законов наследственности помогает человечеству в лечении и выявлении наследственных болезней.
Даёт в руки селекционерам наследственный материал для выведения или улучшения сорта, породы , штамма организмов .
1980 год в бактерию «кишечная палочка» вводят ген, ответственный за синтез белка интерферона. Этот важный для иммунитета белок начинают вырабатывать in virto.
Выставление поурочного балла учащимся с комментариями.
У10 учащихся взять для проверки выполненные ими генетические задачи в ходе семинара.
Объявить выступающих учащихся за выступления на семинаре.
Комментариев нет:
Отправить комментарий