Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 24 ноября 2011 г.

Проблемный урок в 8 классе


                                    Проблемный  урок  8  класс

 тема: «Переливание крови»

Цель урока:

Ø  Дать понятие о группах крови , которые являются первым звеном в цепи фактов о тканевой совместимости при пересадке органов и тканей.

Ø  Познакомить с методами определения групп крови.

Ø  Воспитывать глубокое уважение к людям , безвозмездно отдающих кровь во имя спасения другой жизни. Быть донором – это почётно.

Оборудование: Микроскопы, микропрепараты эритроцитов лягушки и человека. Сыворотка 2 и 3 группы крови ( обл. станция переливания крови ) запись выступления местного терапевта на магнитофон( Донорство – почётно), спирт, вата, предметные и покровные стёкла, иглы доя взятия крови.

Перед  уроком: Кровь из пальца у учителя и медсестры взять и добавить сыворотку для определения  группы крови, карточки с дополнительными вопросами для  учащихся.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания по теме «Кровь» для лучшего восприятия темы урока.

А) На доске  написать схему состава крови

Б) Работа с микроскопами. Чья кровь?  Объяснить почему?  (Кровь человека и лягушки)

В) Работа с классом. Диктант с использованием кода

а) кровь.  б) плазма. в) лимфа.  г) эритроциты.  д) лейкоциты.  е) тромбоциты. ж)тканевая жидкость. З) сыворотка. И) красный костный мозг. К) селезёнка  м) фагоцитоз  н) лимфатический узел.

Вопросы всему классу:

1.      Чем образована внутренняя среда организма.

2.      Что выступает на коже при ссадинах  в виде светлых капелек.

3.      Где образуются эритроциты.

4.      В одной популярной книге по физиологии было сказано:  «Каждую секунду в красном море миллионы кораблей            терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы  новых кораблей выходят из гавани вновь в плавание» Что подразумевается под кораблями и гаванями.

5.      Указать составные части крови.

6.      Какие клетки участвуют в свёртываемости крови

7.      И.П.Павлов сказал: «В организме имеется чрезвычайный процесс, при котором он жертвует какой – то частью для спасения целого» Про что это сказано.

2 Переход к новому.

Учитель: Каково главное назначение крови? .

-Да, назначение крови велико и поэтому в годы ВОВ солдаты гибли не столько от пуль, сколько от потерь крови.

Какую помощь оказывали раненым, истекающим кровью бойцам, наши медсёстры и врачи?

3 Переливание  крови  ( запись темы на доске и в тетрадях)

ЗАДАЧА:

1.      Познакомиться с научными методами переливания крови

2.      Начнём изучение с истории переливания крови до значения этого процесса в наши дни.

А) Сообщение №1  - История переливания крови ( использование для выступления гравюры переливания крови)

ИТОГ: К1883 году на земном шаре произведено 247 переливаний  из которых 176 закончились смертью.

Переход - Открытия , пролившие свет на неудачи во время переливания крови

Б) Сообщение №2Открытия групп крови

ИТОГ: 1900 год – венский врач Ландштейнер открыл  1, 2, 3, группы крови

            1903 год -  чешский учёный Ян Янский -----4 группу крови.

Переход – Однако с открытием 4х групп крови происходили случаи смерти , связанные с переливанием крови.

В) Сообщение №3  -Совместимость и несовместимость крови.

ИТОГ: Итак наследственными признаками человека может быть не только цвет глаз,волос, но и другие биохимические признаки, в частности наличие белков , встречающихся в плазме крови и в эритроцитах.

Работа с таблицей, характеризующей совместимость и несовместимость крови.

Примечание: Кроме белка гемоглобина в эритроцитах и белка гамма - глобулина в плазме;  в крови  содержатся (склеивающие) белки плазмы – а,в,ав,о   и (склеиваемые) белки в эритроцитах-А,В,АВ,О

Склеивание эритроцитов произойдёт если А совпадает с а;  В совпадает с в; т.е переливание крови невозможно!

Донор/больной
1-ав
2- в
3-а
4-о
1- О
нет
нет
нет
нет
2-А
да
нет
да
нет
3-В
да
да
нет
нет
4АВ
да
да
да
нет

НЕТ – склеивание не произойдёт. Можно переливать кровь.

Да -  склеивание произойдёт. Нельзя переливать кровь. 

На основе таблицы составляем схему совместимости групп крови.

                                                

Г) Техника переливания групп крови

Оборудование: сыворотка 2  и  3 группы крови; стерильная вата, предметные стёкла, спирт, иглы. Мазки крови взятые у учителя и медсестры.

В ТЕТРАДЬ:    1гр крови + сыворотка = нет склеивания

                          2гр крови  - склеивание в сыворотке 3гр.

                          3гр. крови – склеивание в сыворотке 2гр.

                          4гр.крови -  везде склеивание.



Д)  Сообщение №4  Быть донором почётно!  Прослушивание  аудио записи выступления участкового терапевта из опыта работы на станции скорой помощи.

ИТОГ: Внедрение переливания крови принадлежит Шамову В.И.      

3 Заключение по уроку:   Беседа.

Вопросы:

*      Почему человек, получивший ранение ,погибает скорее всего из-за большой потери крови?

*      Чем объяснить тот факт, что к 1883 году из 246 переливаний 176 заканчивались трагически?

*      Какие открытия 1900 1907 годов способствовали внедрению в практику переливаний крови на научной основе.

*      Как определить группу крови7

*      Почему быть донором – почётно?



ДОМА: Записи в тетради.

Кто желает определить свою группу подойти на перемене в кабинет медсестры. 

.

Комментариев нет:

Отправить комментарий